Борьба с пьянством в России – 300 лет поражений
Российская власть всегда декларировала заботу о народном здоровье и озабоченность народным пьянством. В условиях государственной монополии на алкоголь выглядит это довольно забавно. Всё равно как владелец бензоколонки призывал бы всех бросить автомобили и пересесть на велосипеды
Но три раза за последние 300 лет российская власть действительно начинала бороться с алкоголем. И всегда эта борьба заканчивалась поражением России.
Первым начал воевать с пьянством на Руси «тишайший» царь Алексей Михайлович, отец великого Петра. Государь находился под сильным влиянием тогдашнего патриарха, а тот его убедил, что народ спивается и надо с этим что-то делать.
Делают же в России всегда одно и тоже: ужесточают полицейские репрессии, повышают цены и запрещают торговлю.
Буквально под диктовку патриарха для царских кабаков были составлены новые правила. В частности, под страхом пыток кабатчикам запрещалось наливать «питуху» больше одной чарки и хлебного вина в долг или под заклад не отпускать.
Запрещено было продавать вино во время многочисленных постов, по воскресным дням, средам и пятницам, а в остальные дни дозволялось начинать продажу вина только после обедни с третьего часу дня. Продажа же прекращалась в семь часов вечера. Забегая вперед, вспомним, что те же самые часы работы ввел для винных магазинов и Михаил Горбачев во время своего «сухого закона».
Царская борьба с пьянством привела к катастрофическому разорению всех институтов страны. В те годы доход государственной казны от продажи вина составлял до половины всех поступлений российского бюджета.
В результате отцовской войны с водкой сын – Петр Первый принял в правление нищую страну, сильно отставшую от Европы. Немногие знают, что одним из первых шагов молодого государя была отмена всех ограничений на торговлю спиртным, которые ввел его богобоязненный родитель. Более того в царском указе целовальникам строжайше предписывалось, «чтобы питуховъ съ кружечныхъ дворовъ не отогнать». То есть вместо строгости и ограничений всячески стимулировать употребление полугара.
Второе крупное сражение с водкой в России началось в 1914 году
10 сентября 1914 года Николай Второй собственноручно написал в особом журнале Совета министров: «Делу этому не давать хода ввиду того, что я предрешил казенную продажу вина и водки воспретить навсегда». В условиях государственной монополии на производство спиртной продукции это означало введение полноценного Сухого закона.
Идиотизм царя был мало объясним. Государственный бюджет на 1914 год также, как и предыдущие, был построен на доходах от казенной продажи спиртного, запланированных в размере 936 миллионов рублей, при сумме всех доходов России – 3 миллиарда 572 миллионов рублей. Выбросить в выгребную яму третью часть бюджета страны в то время, когда Россия вступила в мировую войну – это надо иметь настоящий талант крупного государственного деятеля.
Второй крестовый поход на алкоголь закончился для России еще более грустно чем первый: поражение в Первой мировой войне, две революции, захват власти большевиками, расстрел царской семьи в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге.
Третье сражение с водкой в России начал Михаил Горбачев
В 1985 году генеральный секретарь ЦК КПСС (первое лицо в СССР) Михаил Горбачев начал масштабную антиалкогольную компанию. Зачем он это сделал, толком неизвестно до сих пор. По одной из версий на борьбе с водкой во всероссийском масштабе настояла жена Михаила Сергеевича. Супруга генсека почему-то решила, что русский народ спивается и надо с этим решительно бороться.
Антиалкогольная кампания Горбачева, по сути, повторяла битву за трезвость царя Алексея Михайловича. Алкоголь резко подорожал и стал практически недоступен. Народная водка «Андроповка», которая стоила до начала антиалкогольной кампании 4 рубля 70 копеек, исчезла с прилавков, а самая дешёвая водка стала стоить 9 рублей 10 копеек. При средней зарплате в 120 рублей это было очень дорого.
Купить алкоголь можно было только с 14.00 до 19.00 в специализированных винных магазинах, распитие алкоголя на свадьбах, банкетах и просто в общественных местах запрещалось. Уже через год доходы бюджета снизились вдвое.
Если в 1985 году алкоголя в стране было продано на 60,7 миллиардов рублей, то в 1987-м эта цифра сократилась до 30 миллиардов (это при том, что цены на спиртное были подняты вдвое).
Те, кто жил в это время прекрасное, навсегда запомнил бесконечные очереди и вечное унижение того самого советского человека, которым якобы дорожила страна Советов. Примечательно, что пить меньше не стали – выручал самогон и всяческие одеколоны, которые в те времена по ГОСТу содержали 70 процентов этилового спирта. Пили даже резиновый клей и прочие невероятные вещи.
Пить меньше не стали, зато экономику страны угробили окончательно. В конце 80-х дефицитом стало абсолютно всё. Прилавки всех без исключения магазинов были пустыми. Если «Сухой закон» Михаила Горбачева и не выступил напрямую могильщиком СССР, то значительно приблизил распад империи. Произошел тот самый случай, когда история ничему не учит.
Кстати, нынешняя власть тоже декларирует борьбу за трезвый образ жизни, поэтому ежегодно увеличивает акцизы на алкоголь и вводит всё новые ограничения на его продажу. Но в этом есть и свои светлые стороны. Благодаря «антиалкогольным мерам» российского правительства в стране всё больше становится ценителей самогона. А хороший самогон в отличие от вотки – это очень качественный и вкусный напиток.